Несколько слов о практике нети

       Одно из немаловажных мест в практике хатха-йоги занимают определенные очистительные процедуры, которые имеют такое же важное значение, как асаны и пранаяма. Без регулярной очистки организма нечего ждать существенной пользы и от других практик. Эти очистительные процедуры или шесть способов очищения, именуемых ШАТКАРМА, традиционно включают в себя следующие практики (или точнее будет сказать группы практик, так как, например, дхаути-крийя включает в себя целый ряд различных процедур): дхаути, басти, нети, наули, тратаку и капалабхати (по другим версиям бхастрика). Все эти процедуры вводятся в практику весьма и весьма постепенно, по мере адаптации тела и сознания к столь необычному для себя времяпровождению. Но если для практики, к примеру наули, не требуется ничего, кроме собственного живота (ну и естественно опыта качественного выполнения уддияна-бандхи), то вот для адекватного освоения и последующего использования практик группы нети желательны такие нехитрые, но полезные приспособления, как специальный сосуд для промывания носа, который называется нети-пот (neti-pot), и особым образом приготовленная нить для практики сутра-нети.

       В настоящее время производятся нети-поты трех основных видов: из меди или ее сплавов, из нержавеющей стали, из пластмассы. При этом еще варьируется и их размеры – от небольших “чайничков” емкостью в 120-150 мл. до лоханей размером чуть ли не в 700 мл. Как показывает опыт, наиболее удобен нети-пот где-то в 250 миллилитров (при необходимости он используется дважды – таким образом достигается объем в пол-литра, достаточный для любых вариаций процедуры.) Особое значение имеет носик такого “чайника” - у традиционных нети-потов он имеет форму конуса, что позволяет приспособить его к любому размеру ноздри, и в то же время диаметр основания этого конуса таков, что не дает проникнуть носику достаточно глубоко внутрь и поранить слизистую. Но в некоторых моделях нети-потов, произведенных на Западе, этот нюанс конструкции по каким-то причинам отмели и можно увидеть вариации с длинным и тонким носиком, что априори неудобно.

       Нить для сутра-нети сплетается особым образом, так что половина составляющих ее волокон остаются свободными, а другая половина с помощью воска превращается в гибкую, но достаточно жесткую палочку с чуть утолщенным кончиком. Вещь достаточно примитивная, но кто будет возиться, сплетая волокна, растапливая воск и совершая другие, столь же простые действия, столь естественные для людей прошлого, когда время текло как-то совсем по-другому, медленнее и может быть менее осязаемо, но абсолютно неприемлемые для человека наших дней, когда счет идет на минуты и секунды в спешке и погоне за… (вот в погоне за чем и кому нужна вся эта гонка – это совсем другой вопрос). Поэтому здесь можно воспользоваться заменой традиционного шнура для сутра-нети на вполне современный технологичный материал, позаимствованный из медицины – уретральный катетер толщиной 2-3 мм (они имеют свои номера, не совпадающие с реальной толщиной, так что лучше не отягощать себя запоминанием номера, а просто ориентироваться на диаметр). Но! Люди, которые начинали осваивать сутра-нети и смогли попробовать использовать как катетер, так и традиционный шнур, говорят, что катетер – это не совсем то, какие-то не совсем ущения, чего-то не хватает и так далее. Но выбирать вам, к тому же все эти ощущения касаются этапа освоения практики, а когда она становится тривиально привычной, вы сможете, не обращая внимания на материал, протаскивать через нос все что угодно (но это уже не практика собственно йоги, а один из возможных атрибутов демонстраций так называемых факиров).

       Всевозможные варианты практики нети широко описаны в соответствующих книгах по йоге, из изданных на русском языке и доступных можно привести следующие:

  1. Свами Шивананда. Новый взгляд на традиционную йога-терапию. Авторизованный перевод Андрея Сидерского. София. Киев. 1994. Стр. 329-332
  2. Андрей Сидерский. Йога восьми кругов. Омнио-тренинг-технология. Последовательности нулевого цикла. Консент. Киев. 1996. Стр.148-152.
  3. Андрей Сидерский. Хахта Йога как технология интегрального тренинга. Концептуальный очерк. Ника-Центр. Киев. 2000. Стр.124-128.
  4. Дхирендра Брахмачари. Йога-сукшма вьяяма. София. 2000. Стр. 138-143.
  5. Свами Сатьянанда Сарасвати. Асана Пранаяма Мудра Бандха. София. 2000. Стр. 210-213.
  6. Андре ван Лисбет. Пранаяма. Путь к тайнам йоги. Янус. 2000. Стр. 40-43.

       Но, предполагая, что не все могут по тем или иным причинам добраться даже и до этих источников, можно отослать интересующихся к монументальному труду бихарской школы йоги, изданному под руководством Свами Сатьянанды Сарасвати “Древние тантрические практики йоги и крийя”, который постепенно переводится группой энтузиастов на сайте Виктора Бойко “Классическая йога”. Вторая тема первого урока так и называется – Джала нети.

      К сожалению, по проведению сутра-нети там не сказано ничего, хотя данный термин и упоминается, поэтому для более полной информации об обеих процедурах и, так сказать, возможности некоторого сравнительного анализа (а тот, кто прочтет все семь упомянутых источников, касающихся нети, обязательно заметит, что некоторые, и порой весьма значимые, разночтения имеют место быть, ибо нет догмы, а есть только здравый смысл и опыт, сын ошибок трудных) мы приведем описание нети из книги Андрея Сидерского “Хатха Йога как технология интегрального тренинга”.

Промывание носоглотки (Джала-нэти-крийя)

       Чистую холодную пресную воду зачерпывают ладонями, погружают в нее нос и втягивают сквозь обе ноздри в рот, после чего выплевывают. Зачерпывают еще, одну ноздрю зажимают основанием ладони, второй втягивают воду. Выплевывают. Повторяют, сменив ноздри. Набирают в рот немного воды, наклоняются так, чтобы голова оказалась обращенной макушкой вниз, и через ноздри выдувают воду изо рта. Вновь зачерпывают пригоршню воды и еще раз втягивают ее обеими ноздрями, после чего выплевывают. Таков первый способ – самый эффективный, но и наиболее жесткий. Весьма опасен.

       То же самое с морской водой – менее жесткий способ. Если вода холодная – также опасен. Если вода чересчур соленая – неприятен и чреват раздражениями слизистой оболочки носоглотки.

       Чистую прохладную пресную воду наливают в кружку и солят до вкуса слезы. Погружают в нее нос и втягивают воду в рот. Выплевывают. Пальцем зажимают одну ноздрю, вторую погружают в воду, втягивают воду в рот, выплевывают. Набирают в рот немного воды. Выдувают через нос. Вновь погружают нос в воду, сквозь ноздри втягивают воду в рот, выплевывают. Менее жесткий способ. Может быть опасным при склонности к воспалительным процессам в носоглотке и придаточных полостях. Менее опасен, если не выполнять третью фазу – выдувание воды изо рта через нос.

       Для практики четвертого способа нужен специальный сосуд – нэти-пот. Можно заменить чисто вымытым заварочным чайником. Воду наливают в сосуд. Носик вставляют в одну ноздрю. Наклоняя голову и сосуд добиваются такого взаимного их положения, при котором вода беспрепятственно протекает сквозь нос из одной ноздри в другую и выливается наружу. Пока вода течет сквозь, небольшое ее количество втягивают в рот. Затем выплевывают. Меняют ноздрю. Сколько воды протекло с одной стороны, столько же пусть протечет и с другой. Немного воды втягивают в рот и выплевывают. Температура воды – сообразно целям. Жесткая психоэнергетическая практика для получения максимально выраженного эффекта в эфирном теле – вода холодная пресная. Чуть менее эффективная практика – вода холодная, но подсоленная до вкуса слезы. И то, и другое весьма опасно. Гигиеническая практика – вода приятно прохладная подсоленная. Менее эффективно, зато почти совсем безопасно, если нет очагов воспаления. Терапевтическая практика – вода теплая. При воспалительных процессах вода очень теплая, подсоленная с добавлением щепотки пищевой соды и двух-трех капель пятипроцентного раствора йода на 200 мл.

       Максимальной психоэнергетической эффективностью обладает контрастный вариант промывания носоглотки. Сначала – очень, практически горячая, по субъективному ощущению, подсоленная вода, затем – холодная подсоленная вода. Все это – с использованием сосуда для промывания носоглотки. Затем – пресная холодная вода в соответствии с первым способом. Фаза с набиранием воды в рот и выдуванием через нос не обязательна. Всю процедуру можно один-два раза повторить. Очень эффективно и в период освоения – очень опасно. Однако при корректной практике дает результат, которого невозможно добиться никакими другими способами.

       Практика промывания носоглотки стимулирует концентрацию энергии в эфирных структурах Аджня-чакры, чем способствует накоплению большого количества энергии, которая может быть использована для формирования воли и развития способности ею управлять. Стимуляция нервных окончаний в слизистой оболочке носоглотки притягивает внимание к середине головы. Концентрация внимания ведет к концентрации энергии и развитию тех аспектов восприятия, которые связаны с этой зоной.

       Усиливается динамика кровообращения в области носоглотки. При корректной практике устраняются заболевания носа, носоглотки, придаточных полостей, глаз. Нарушенное зрение может восстанавливаться.

       Способствует повышению остроты зрения и развитию способности “тонкого” восприятия, соответствующего “физическому” зрительному восприятию.

       При некорректном использовании возникают соответствующие проблемы. Осваивается с осторожностью и постепенно, однако решительно. Посте того, как необходимость в практике джала-нэти исчерпается, эту технику можно время от времени применять в качестве гигиенической процедуры. Частая практика промывания носоглотки в таком случае смысла не имеет.

       Практикуя джала-нэти, следует помнить о том, что по окончании практики некоторое количество воды остается в носоглотке и впоследствии самопроизвольно выливается наружу. Разумеется ,в самые неподходящие моменты. Практика асан удаляет остатки воды. Поэтому между выполнением джала-нэти и “выходом в свет” цивилизованному йогину имеет смысл уделить время достаточно интенсивной практике асан.

Очищение носоглотки нитью (сутра-нэти-крийя)

       Два тонких пучка ниток длиной в локоть – таков инструмент, именуемый сутрой. Один конец каждого пучка пропитывается воском на длину ладони. Адекватная замена – уретральный катетер диаметром 2-3 миллиметра. Катетер обладает преимуществом – после использования его достаточно вымыть горячей водой с мылом. Сутру, изготовленную из ниток, после употребления лучше всего выбросить.

       После практики джала-нэти в каждую ноздрю вставляют по сутре, которую предварительно смачивают в подсоленной воде. Если в качестве сутры используют катетер, его вводят в ноздрю закругленным концом. Когда конец сутры покажется из отверстия в нёбе, его захватывают пальцами и вытаскивают изо рта. То же самое проделывают со второй сутрой. Ритмичными движениями несколько раз протягивают обе сутры одновременно из носа в рот и обратно, удерживая их за концы. Тем самым осуществляется внутренний массаж носоглотки. Затем обе сутры вытаскивают через рот и еще раз выполняют джала-нэти.

       Сутра-нэти существенно усиливает действие джала-нэти. Отдельно от джала-нэти не практикуется. Всегда вставляется между двумя последовательными выполнениями джала-нэти.

       Психоэнергетический эффект - тот же, что и у джала-нэти, но выражен жестче. Соответственно негативные последствия некорректной практики могут быть более опасными.

       Осваивать сутра-нэти следует крайне осторожно. Как только необходимость в этой практике себя исчерпает, целесообразно прекратить ее применение.

ВНИМАНИЕ! При избыточной, неосторожной или неправильной практике оба варианта нэти могут привести к травматическим повреждениям носоглотки и серьезным нарушениям функций ее слизистой оболочки. В результате возможно развитие достаточно тяжелых хронических заболеваний.

Андрей Сидерский. “Хатха-йога как технология интегрального тренинга” (стр. 124-128)

 

НА ГЛАВНУЮ

НАЗАД

Hosted by uCoz