Дэвид Свенсон ездит по всему миру, как один из ведущих мировых учителей Аштанга Йоги. Он написал несколько книг, включая Практическое
руководство по Аштанга Йоге (1999), и выпустил серию обучающих видео по йоге, также как и серию аудиокассет. Мы застали Свенсона в Хьюстоне,
штат Техас, где он живет.
Й.Д.: Как вы открыли для себя Аштанга Йогу?
С.: Я убежал из дома. Мне только что исполнилось 16. Я послал родителям
письмо с объяснениями, что я люблю их, и знаю что они любят меня, но я
не могу больше оставаться в Техасе. Длинные волосы, йога и
вегетарианская жизнь никого не раздражали на Западном Побережье, так что
я снял комнату и получил работу - шлепать гамбургеры - в Энцинитасе,
Калифорния. Однажды приятель по серфингу пригласил меня на занятие по
йоге, где люди делали эти невероятные, замысловатые и текучие асаны.
Хотя эта йога была такой трудной, что я не смог закончить первое
занятие, я полюбил ее. И я до сих пор влюблен в Аштангу.
Й.Д.: В конце концов вы поехали в Индию, учиться у Паттабхи Джойса. Как
это было?
С.: Когда я прибыл в Майсор в 1976, там было четыре ученика. Мы
встречались три раза в день для интенсивных занятий асанами и пранаямой.
Это было невероятно чарующим, бросающим вызов и трансформирующим.
Возможно это была наиболее трудная штука. Я мог бы ее сделать, если бы
не возвращение домой.
Й.Д.: Домой в Техас?
С.: Да. Это было тяжелое приземление. Я пытался понять, как
интегрировать мой индийский опыт с "реальным" миром. Никто не
интересовался йогой. Шаг за шагом, я начинал чувствовать горечь. Я
написал Паттабхи Джойсу длинное письмо, в котором спрашивал: "Эй, а как
насчет восьми ступеней? В чем смысл жизни? Кто является Богом? Зачем мы
здесь? И когда я достигну самадхи?" Я полагал что это очень обоснованные
вопрося, и пока он не отвечал, я начал сам искать ответы. Я искал везде,
включая астрологию, парапсихологию, хиромантию - и так далее. Затем я
встретил некоторых ребят из храма Кришны. У них были ответы. Я побрил
голову и стал членом Харе Кришна в День дураков, 1 апреля 1982 года.
Следущие пять лет я жил как целибат, отказался от асан, учил Бхагават
Гиту на санскрите и путешествовал по миру, давая лекции и собирая
деньги. Пока однажды, когда я стоял на углу улицы в Хьюстоне, торгуя
Гитой, там случайно не оказалась моя мама. Она увидела, что никто не
покупает у меня книги, подошла и сказала: "Сыночек, никто не взял у тебя
ни одной. Дай мне одну". Тогда я был - с бритой головой и в оранжевой
рясе - ужасным кошмаром любой техасской матери. Но она окатила меня
ничем не ограниченной любовью. Когда я вернулся в храм, они начали
ругать меня, за то что я не принес достаточно денег. С меня было
достаточно. Настало время двигаться дальше, так что я ушел.
Й.Д.: И вернулись обратно к йоге?
С.: Я купил костюм и пошел в коммерцю. Я чувствовал полнейшее разочарование в духовности. Я стал твердолобым бизнесменом и кабинетным
йогом. Но эта работа была не для меня. В течение следующих лет я
обнаружил себя глубоко в долгах и очень несчастным. К счастью, моя жизнь
шла собственным ходом. Я оказался на Гаваях в 1989, когда Паттабхи Джойс
приехал учить в ходе своего американского тура. Я пришел: он меня не
помнил. Прошло десять лет, я выглядел совершенно другим. Но в один из
моментов семинара, Джойс уперся руками в мою спину, поправляя ее, и
вдруг произнес "О, Дэвид Свенсон", и затем взорвался от смеха, и начал
распевать: "Харе Кришна, Харе Рама". Он узнал меня через прикосновение!
И он выглядел таким счастливым, что увидел меня, что внезапно я
почувствовал, что все мое путешествие подошло к концу. Я снова был дома.
Я нашел ответ на все мои вопросы.
Й.Д.: Каким образом?
С.: Джойс говорит: 99 процентов практики, 1 процент теории. Йога
позаботится о вас, если вы остаетесь в ней. Вы начинаете ощущать, что
правильно, а что нет, и вы следуете пути нравственной жизни и медитации,
потому что это ощущается правильным. Ответы в практике, и практика
никогда не осудит вас. Это придет, когда вы готовы.
Й.Д.: В одном предложении, что бы вы сказали о смысле жизни?
С.: Существует большая разница между практикой йоги и просто выполнением
асан в отрыве от себя.