ПАТАНДЖАЛИ.
Й О Г А - С У Т Р А
(печатается по изданию: Суоми Вивекананда. Философия йога.
Лекции, читанные зимой 1895-1896 гг. в Нью-Йорке о РАДЖЕ-ЙОГЕ или подчинении
внутренней природы и АФОРИЗМЫ ПАТАНДЖАЛИ с комментариями. Перевод с английского
Я. Попова. Книгоиздательство И. Гудкова. Рига., Латвия.)
ГЛАВА 1. Сосредоточение. Его духовное значение.
- Вот объяснение сосредоточения.
- Йога есть удержание материи мысли [Читта] от
облечения в различные образы [Вритти].
- В это время [время сосредоточения]
зрящий [Пуруша] покоится в своем собственном [естественном] состоянии.
- В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со своими видоизменениями.
- Есть пять разрядов видоизменений, связанных с страданием и не связанных.
- Таковы: правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
- Прямое восприятие, заключение, и свидетельство компетентного лица суть
доказательства.
- Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
- Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих соответствующей реальности.
- Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты.
- Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятых предметов [впечатления
от которых вновь возникают в сознании].
- Власть над ними [Вритти] достигается
упражнением и отречением [отсутствием привязанности].
- Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенном подчинении есть упражнение.
- Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной
любовью [к достигаемой цели].
- Результат, получаемый теми, которые отвергли
жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов, и состоящий в господстве над
этими предметами, есть отречение.
- Это крайнее отречение, отвергающее даже
качества, показывает Пурушу [настоящую природу его].
- Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение,
распознавание, блаженство, бескачественное "Я".
- Есть другое самадхи,
достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности,
в котором Читта удерживает только непроявленные впечатления.
- Самадхи, не сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и
тех, которые слились с природою.
- Другими это самадхи достигается путем веры,
энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.
- Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
- Оно [самадхи] затем различно в
зависимости от употребляемых средств: легких, средних или высших.
- Или преданностью Ишваре.
- Ишвара [Верховный Правитель] есть особый Пуруша, непричастный страданию, следствию действий или желаний.
- В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.
- Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.
- Выражающее его слово есть "Ом".
- Повторение его [Ом] и размышление о его значении [есть Путь].
- Отсюда приобретается наука интроспекции [умение смотреть внутрь] и
уничтожения препятствий.
- Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия,
перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой
высоты суть заграждающие [путь] препятствия.
- Скорбь, спутанность мыслей,
дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.
- Для излечения этого [следует делать] упражнение над одним предметом.
- Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя предметом размышления всвязи с
предметами, счастливым или несчастливым, добрым или злым, - смотря по условиям -
успокаивает Читту.
- Выдыхая или удерживая дыхание.
- Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают
сознание настойчивым.
- Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
- Или [размышлением о] сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.
- Или [размышлении о] знании, которое
приходит во сне.
- Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает как добро.
- Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится незагражденным
как для атома, так и для бесконечного.
- Йог, которого Вритти сделались таким
образом бессильными [подчиненными], достигает в получающем, посредствующем и
полученном [сущем, сознании и внешних предметах] сосредоточенности и тождества,
подобно кристаллу [перед различными окрашенными предметами].
- Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи смешаны, - называется самадхи с рассуждением.
- Самадхи, называемое "без рассуждения" [приходит], когда память очищена, или
освобождена от качеств и заключает в себе только значение [предмета размышления].
- Этим путем [сосредоточения] с распознаванием и без распознавания [способ размышления] о более тонких предметах [также] объясняется.
- Более тонкие предметы исчезают с Прадханой.
- Эти виды сосредоточения
имеют семя.
- Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие Читты прочно устанавливается.
- Знание этого называется "исполненное истины".
- Знание, почерпнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным
предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более
высокого порядка: оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельства
не могут достигать.
- Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.
- Подавлением даже этого [впечатления,
которое заграждает все другие впечатления] когда все другие задержаны,
достигается "лишенное семени" самадхи.
ГЛАВА 2. Сосредоточение. Упражнение в нем.
- Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу называется Крийя Йога.
- [Они служат] к упражнению в самадхи и уменьшают число препятствий, связанных с
страданием.
- Связанные с страданием препятствия суть: неведение, ложное
самосознание [пристрастие], отвращение и привязанность к жизни.
- Неведение
есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии, скрытом,
ослабленном, подавленном или распространенном.
- Неведение есть принятие
невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящее "Я" за вечное,
чистое, счастливое, Атман [Сущее Я].
- Ложное самосознание есть отождествление
зрящего с орудием зрения.
- Пристрастие есть устремление сознания к
удовольствию.
- Отвращение есть реакция на страдание.
- Привязанность к жизни
проникает саму ее природу и присуща даже мудрому.
- Они, чтобы быть
управляемыми противоположными видоизменениями, должны быть тонкими.
- Посредством размышления устраняется видоизменение.
- Приемник дел имеет корень
в связанных с страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или
невидимой.
- При наличности корня наступает плодоношение [в виде] чувственных
образов, жизни и ощущения удовольствия и страдания.
- Они приносят плоды в
виде радости или страдания, производимых добродетелью или пороком.
- Для
распознающего все мучительно как потому, что все приносит страдание - или своими
последствиями, или опасением их, или состоянием, которое производит в нем
впечатления - так и вследствие противодействия качеств.
- Несчастье, еще не
наступившее, должно быть устраняемо.
- Причина того, что должно быть
устраняемо, есть слияние зрящего с зримым.
- Испытываемое состоит из элементов
и органов и по своей природе просветленное, деятельное и инертное; его
назначение - приобретение опыта и освобождение [испытывающего].
- Состояние
качеств суть: определенное, неопределенное, только намеченное и лишенное
признаков.
- Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску
сознания.
- Природа испытываемого - для него.
- Хотя разрушается для того,
кто достиг цели, она однако ж не уничтожается, оставаясь присущей другим.
- Слияние есть природа осуществления природы обеих сил, как испытываемого, так и
его Владыки.
- Неведение - его причина.
- При отсутствии этого [неведения]
бывает отсутствие слияния, которое и есть то, чего следует избегать, в этом
независимость зрящего.
- Средство уничтожения неведения есть непрерывное
упражнение в распознавании.
- Знание ее принадлежит семикратновысшему
основанию.
- С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги,
нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.
- Яма, Нияма, Асана,
Пранаяма, Пратьятхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи - суть органы йога.
- Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и неприятие
даров - называется Яма.
- Эти, ненарушаемые временем, местом, намерением и кастой, суть всеобщие великие обеты.
- Внутреннее и наружное очищение,
довольство, самообуздание, изучение и поклонение Богу составляют Нияму.
- Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные
мысли.
- Препятствия к йоге есть убийство и прочее, совершенные, вызванные и
одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые или
сильные или средние. Способ устранения их - думать о противоположном.
- В присутствии утвердившегося в непричинении зла прекращается всякая вражда [в
других].
- Утврждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться для
себя и других плодами дел без их совершения.
- Утверждением в неприсвоении
чужого все богатства достигаются йогом.
- Утверждением в воздержании
приобретается энергия.
- Утвердившись в неприятии даров он [йог] получает
вспоминание о прошедшей жизни.
- С утверждением внутренней и наружной чистоты
возникает отвращение к собственному телу и несообщение с другими телами.
- Возникает также очищение Саттвы, веселое расположение духа, сосредоточенность,
победа над чувственностью и способность самопознания.
- Из довольства
происходит высшее счастье.
- Следствием самообуздание является изощрение
органов чувств и тела через уничтожение нечистоты.
- Повторением "мантрама"
достигается восприятие присутствия призываемого божества.
- Принесением всего
в жертву Ишваре достигается самадхи.
- Положение тела есть то, которое твердо
и приятно.
- Путем легкого усилия и размышления о беспридельном [положение
тела] становится твердым и приятным.
- Раз овладели сидением,
противоположности перестают мешать.
- Затем следует управление движением
вдыхания и выдыхания.
- Его видоизменения бывают наружные, внутренние или неподвижные, определяемые местом, временем и числом, продолжительные или
короткие.
- Четвертый есть подчинение праны, направлением ее на внешние, или
внутренние предметы.
- Этим ослабляется заслонение света Читты.
- Сознание
становится способным к Дхаране.
- Сосредоточение органов производится
посредством отречения от соответствующих им предметов и принятие формы
материи-сознания.
ГЛАВА 3. О силах.
- Дхарана есть удержание мысли на
каком-нибудь определенном предмете.
- Непрерывное течение познавания этого
предмета есть Дхьяна.
- Когда оно, отвергая все образы, отражает только их
смысл, это Самадхи.
- [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одному
предмету составляют Самаяму.
- Достижением этого приобретается опыт знания.
- Им следует пользоваться постепенно.
- Эти три ближе, чем предыдущие.
- Но даже
они внешние относительно лишенной семени Самадхи.
- Подавлением беспорядочных
видоизменений сознания и возбуждением изменений управления, сознание достигает
сдерживающих видоизменений, следующих за управляющими силами знания.
- Течение
этого укрепляется привычкою.
- Когда берутся всевозможные предметы и
сосредотачиваются на одном, эти две силы попеременно то исчезают, то
проявляются. Читта же подвергается видоизменению, называемому Самадхи.
- Читта
достигает одно-полярности, обнимая в одно прошедшее и настоящее.
- Этим
объясняется троякое превращение форм времени и состояния в тонкую или грубую
материю и в органы чувств.
- То, на что действует превращение, прошлое,
настоящее, или то, которое еще должно проявиться, есть условное.
- Последовательность перемен есть причина многообразной эволюции.
- Совершением
Самаямы над тремя родами изменений приобретается знание прошлого и будущего.
- Совершением Самаямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно
смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
- Различением
впечатлений - знание прошлой жизни.
- Совершением Самаямы над признаками
чужого тела - знание его сознания.
- Но не содержание чужого сознания, так как
оно не было предметом Самаямы.
- Совершением Самаямы над формою тела при
устранении способности восприятия образов и отделения способности проявления в
глазу, тело йога становится невидимым.
- Карма бывает двух родов, приносящая
плоды рано или поздно. Совершая Самаяму над нею, или посредством знаков,
называемых АРИШТХА, - предзнаменования, - йоги знают точное время разлучения со
своими телами.
- Совершением Самаямы над дружбой и прочем приобретаются
различные силы.
- Совершением Самаямы над силой слона и т.п. йогом
приобретается соответствующая сила.
- Совершением Самаямы над тем лучезарным
светом приобретается знание утонченного, заграждающего и удаленного.
- Совершением Самаямы над солнцем - познание миров.
- Над луной - знание
созвездий.
- Над полярной звездой - движение звезд.
- Над кругом пупка -
познание телесного организма.
- Над углублением у горла - прекращение голода.
- Над нервом, называемым КУРМА, - устроенность тела.
- Над сиянием около
вершины головы - лицезрение Сиддхов.
- Или силою Пратибха - всеведения.
- В сердце - знание мыслей.
- Обладание получается через неразличение сил
сдержанной души и Саттвы; оно действует на других: Самаяма над этим дает знание
Пуруши.
- Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкуса и
обоняния, присущих Пратибхе.
- Это препятствия для самадхи, но они есть силы в земном состоянии.
- Когда причина связи ослаблена, йог, посредством своего
знания проявления через органы входит в чужое тело.
- Победою над током,
называемым УДАНА, йог не погружается в воду или болото и может ходить по
остриям.
- Победою над током САМАНА он окружается светом.
- Совершением
Самаямы над отношением слуха к АКАШЕ приобретается божественный слух.
- Совершением Самаямы над отношением АКАШИ и тела йог становится легким, как вата,
и может ходить по воздуху.
- Совершением Самаямы над внешними реальными
видоизменениями сознания, называемыми великой бестелесностью, достигается
исчезновение заслоняющего свет.
- Совершением Самаямы над элементами, начиная
с грубых и кончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами.
- Отсюда происходит утонченность и прочие прославления тела и неразрушаемость
телесных свойств.
- Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе,
подобной алмазу крепости.
- Совершением Самаямы над объектом, знанием и
самосознанием органов постепенно получается победа над ними.
- Отсюда
происходит просветленное сознание, сила органов, независимо от тела, и покорение
природы.
- Совершая Самаяму над саттвой, тот, кто различает разум от Пуруши,
приобретает вездесущее и всеведение.
- Отречением даже от этих последних
разрушается самое семя зла, он достигает Кайвалья.
- Требуется полное
отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных существ, под страхом
возобновления зла.
- Совершением Самаямы над частицей времени и ее кратными
приобретается распознавание.
- То, что не может быть различаемо по видам,
признакам и месту, даже то будет распознано вышеуказанной Самаямой.
- Спасающее знание есть то знание распознавания, которое обнимает все предметы,
все средства.
- Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.
ГЛАВА 4. Независимость.
- Сиддхи [силы] приобретаются от рождения, химическими средствами, силою
слов, самообузданием или сосредоточением.
- Переход из одного вида в другой
совершается через восполнение природой.
- Добрые дела и прочие не суть прямые
причины превращений в природе, но они действуют как устранители препятствий к
эволюции природы, как земледелец разрушает препятствия течению воды, которая
затем бежит вниз, следуя собственной природе.
- Созданные мнения произошли
только от эгоизма.
- Хотя деятельность различных созданных сознаний различна,
они все управляются одним первоначальным сознанием.
- Между различными Читтами
та, которая достигается через Самадхи, чужда желаний.
- Дела ни белы ни черны
для йогов; для прочих они троякие: белые, черные или смешанные.
- Из этих трех
родов дел в каждом состоянии проявляются только те желания, [которые]
свойственны этому сосоянию. Остальные находятся в это время в бездействии.
- Есть последовательность в желаниях, даже разделенных видами, временем и
пространством, так как существует объединение в памяти и впечатлениях.
- Жажда
счастья вечна, поэтому желания не имеют начала.
- Так как оно связано
причиною, следствием, основанием и предметами, то при отсутствии их, само
отсутствует.
- Прошлое и будущее находятся в их собственной природе, так как
пути отношений различны.
- Принадлежа к природе Гун, они бывают проявляющимися
или тонкими.
- Единство в вещах происходит от единства в изменениях. Хотя
существуют три вещества, но, так как их изменения находятся во взаимной
зависимости, то все предметы имеют единство.
- При тождественности предметов
восприятие и желание различаются, смотря по различию сознаний.
- Вещи известны
или неизвестны сознанию в зависимости от окраски, сообщаемой ими сознанию.
- Состояния сознания всегда известны, ибо господин сознания неизменен.
- Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света.
- Вследствие
невозможности для него познавать две вещи
одновременно.
- Если предположить
другие воспринимающие сознания, не будет конца подобным допущениям и путаница в
памяти.
- Так как сущность знания [Пуруша] неизменяема, то, когда мысль
принимает ее форму, она становится сознательной.
- Получая окраску от видящего
и видимого, сознание способно понять все.
- Сознание, будучи сложным, своими
бесчисленными желаниями действует для другого [Пуруша].
- Восприятия сознания,
как Атмана, прекращается для достигшего познания.
- Тогда устремленное к
распознаванию сознание достигает предшествующего состояния Кайвалья
[разобщения].
- Мысли, являющиеся как препятствия этому, являются от
впечатлений.
- Разрушаются они тем же способом, как неведение и прочее, как
сказано раньше.
- Только достигший правильно различающего знания сущностей и
отрекшийся от плодов его приходит, вследствие совершенного распознавания к
самадхи, называемого облаком добродетели.
- Отсюда получается прекращение
страданий и труда.
- Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится
бесконечным, подлежащее же познанию - ничтожным.
- Тогда окончены
последовательные превращения качеств, так как цель их достигнута.
- Перемены,
существующие по отношению к моментам времени и воспринимаемые на другом конце [в
конце ряда] составляют последовательность.
- Устранение в обратном порядке
качеств, лишенных для Пуруши всякого побуждения к действию, есть КАЙВАЛЬЯ, или
утверждение силы знания в его собственной душе.
Другие издания и переводы "Йога сутры" на русский язык:
- Классическая йога. ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). Перевод с
санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И.
Рудого. Москва, Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992.
- Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов). Киев, Общество ведической
культуры, Экслибрис, 1994.
- Свами Вивекананда. Практическая веданта. Избранные работы. Переводы с английского под редакцией В.С. Костюченко. Москва, Ладомир,
1993.
|
(с)
МЦСИТ "Ритамбхара" 2000
|
назад