YOGA JOURNAL , April 2001
Страничка для преподавателей йоги (Theachers for theachers)
Скорее всего, вы не один такой. Но так ли нужны знания по философии йоги для учителей и учеников?
Чак Миллер и Джон Френд предлагают свои взгляды на этот вопрос.
Возможно, вам совсем и не нужен этот журнал, чтобы узнать о физиологических преимуществах йоги. Но если вы уже какое-то время практикуете йогу, тогда вы знаете, что за физической формой и подтянутостью, которую она нам дает, скрывается нечто большее. Наверно, поэтому в своем поиске люди обращаются к йоге. Речь идет не о религии, а о каком-то более цельном восприятии жизни. Но и в этом случае многие из нас пренебрегают возможностью изучить философские аспекты традиции, которая формирует нашу практику.
Если же понимание философских основ йоги помогает в развитии нашей практики, то какой объем этих знаний нам необходим?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к двум преподавателям йоги, Чаку Миллеру и Джону Френду. Миллер обучался под руководством Паттабхи Джойса в течение 20 лет в США и Индии и в настоящее время является одним из преподавателей
Yoga Works в Санта-Монике, штате Калифорния. Он организует и проводит международные семинары как один из самых уважаемых преподавателей аштанга-йоги в Америке. Френд начал практику асан и изучение философии йоги в 1973 году в возрасте 13 лет и в течение 16 лет был учеником нескольких преподавателей самых различных стилей и традиций, после чего в 1989 году уехал в Пуну (Индия), чтобы заниматься у Б.К.С. Айенгара и Гурумайи Чидвиласананды. Так он обнаружил для себя Анусара-йогу - систему, которая объединяет в себе бхакти йогу (йогу религиозных молитв и обрядов) с универсальными принципами выстраивания асан - и написал о ней специальную книгу для под названием “Руководство для преподавателей по обучению Анусара-йоге”, изданною Anusara Press в 1999 году.YJ:
Чак, ваш учитель, Патабхи Джойс, часто повторяет такое правило, согласно которому йога состоит из 1% теории и 99% практики. Как вы понимаете это утверждение?ЧМ: Забавно наблюдать, как людей привлекают цифры и тому подобные вещи. Я слышал различные споры, должно ли теории быть 1% или 5%. Но в любом случае, теория задает правильное направление. Не важно, сколько это будет процентов - ведь это всего лишь условность, все равно вы должны будете применить эту теорию к своему телу и уму, что достижимо только через индивидуальный опыт.
ДФ: Я согласен. Философия йоги задает вам направление пути, который может привести вас к познанию и переживанию нечто в глубине вашего сердца. Опираясь на это определение, я бы сказал, что теория в этом случае не очень-то нужна, чтобы получить этот опыт. С другой стороны, философия йоги может послужить вам своего рода путеводителем. Конечно, вы можете найти свой путь и без этой карты, однако, наличие ее под рукой заметно облегчает эту задачу. Как сказал Чак, это всего лишь условность, но, тем не менее, достаточно важная, потому что без нее практика йоги может превратиться в чистую гимнастику. В этом случае, для меня это уже не йога.
YJ:
Если духовность практикующего развивается в основном через самоанализ и самонаблюдение, способствует ли практика асан этому процессу?ЧМ: Как сказать. Древние йогины сказали бы, что все зависит от самскары практикующего, т.е. от того, что происходило с ним до начала практики. Я же верю, что все зависит от намерения ученика. Даже в пределах физического аспекта практики йоги существует перспектива самореализации. Практика в этом процессе служит инструментом наблюдения: тело дает нам обратную связь, и наша задача его услышать.
Вы можете сказать, что целью является реализация вашего глубинного “Я”. Йога ведет нас к этому пределу, но это не есть безусловное утверждение. Если ученик хочет стать сильным или просто накачать свое тело, то это и будет той целью, которую он в результате достигнет. Когда же в пределе вы хотите исследовать себя, тогда частью практики обязательно должна стать и ее философия.
ДФ: Да, намерение здесь является решающим фактором. Когда ученики настойчивы в практике, тогда она приносит им духовную глубину. Но как сказал Чак, это может занять много времени, даже всю жизнь. Поэтому важно знать с самого начала, что это духовный путь. Здесь не подразумевается подход “от ума”, не надо ловиться на удочку теории о том, что она работает против вас. Философия – это как две стороны одного меча; в действительности вы можете знать о йоге столь много, что это знание будет создавать препятствия к получению духовного опыта из первых рук.
YJ:
Если бы вам пришлось преподавать в группе учеников, имеющих свою хорошо разработанную концепцию духовности, скажем, бенедиктинских монахов, то какой объем философии йоги им бы понадобился, чтобы достичь в ней успеха?ДФ: Я думаю, что знание некоторых аспектов теории им бы помогло. Монахам не нужно было бы изучать санскритские термины, но им бы определенно принесло пользу чтение таких священных книг по йоге, как Бхагават Гита. Тогда бы они увидели, что и йога и христианская философия сходятся в тезисе о том, что люди добродетельны по своей природе и имеют тесную связь с божественным. Мой подход в обучении этих монахов заключался бы в поиске нечто общего для этих двух систем. Я бы сказал им, что практика йоги может помочь им углубить их опыт в христианстве
.ЧМ:
Существует много путей, но истина одна, и когда мы прикасаемся к этой безусловной истине, то все остальное уже не имеет значения. Может быть, я наивен, но я действительно убежден, что многие разногласия между религиозными людьми происходят из-за семантического несоответствия понятий. Йога же обладает огромным преимуществом являться не религиозной системой, а практикой, которая помогает нам приобрести духовную интуицию и понимание; таким образом, неважно, какую религию вы исповедуете, йога может помочь вам улучшить качество чистоты этого видения. Вот для этого и предназначены все йогические техники.YJ:
Какие основные принципы философии йоги должен узнать ученик, прежде чем он станет инструктором?ДФ: Все практикующие йогу люди, как ученики, так и учителя, должны понимать, что высшее самосознание живет внутри нас, а может быть, и является нами; что через понимание божественности каждого из нас мы начинаем проявлять уважение, почтение к себе и другим людям. Для меня это понимание стало кульминацией учения моего гуру,
Gurumayi, и соответственно, основой философии йоги. Помимо этого, я считаю, что учитель йоги должен быть хорошо знаком с такими древними источниками как “Бхагават Гита” и “Йога Сутры” Патанджали, возможно и “Хатха Йога Прадипикой.” Квалифицированный преподаватель должен владеть и пользоваться системой восьмиступенчатой йоги , описанной Патанджали и известной в настоящее время как аштанга-йога. Это означает, что он или она принимают основные заповеди этой системы, принципы ямы и ниямы, описывающие, как мы можем гармонично взаимодействовать сами с собой, другими людьми и окружающим миром. Кроме этого, для учителя йоги было бы не лишним знать историю возникновения этих источников. Когда мы говорим о философии йоги, то речь идет об очень обширных понятиях и их многочисленных толкованиях. Пользуясь же историей возникновения учения, вы можете корректно его интерпретировать.ЧМ: Хотите ли вы назвать это самореализацией или религиозностью, но в основе всей системы йоги лежит вопрос: Кто Я Есть? Надеюсь, что с помощью йоги мы все-таки найдем на него ответ. Опираясь только на одну практику, вы уловите лишь слабое мерцание этой реализации. Только борьба приводит нас к настоящей истине. В одном из древних источников сказано, что даже боги должны возвращаться на землю, чтобы продолжать свой путь. Они почиют на лаврах, вкушая с высоты небес плоды своих прошлых деяний, но мы то находимся на земле, в своем человеческом воплощении, и имеем возможность бросить вызов самим себе. В нашем теле есть противодействующая сила, которая противостоит материальности вокруг нас, таким образом даруя нам возможность учиться. Понимание традиционной аштанги-йоги, принципов ямы и ниямы очень важно для тех, кто йогу преподает. Как сказал Джон, это путеводитель, присутствующий повсюду многие тысячи лет. Что-то приходит в этот мир, что-то исчезает из него, но интересно наблюдать то, что остается.
YJ:
Если йога развивает самосознание и очищает энергию, то что нужно знать ученику об эзотерической анатомии человека – различных чакрах, пране, каналах нади, - чтобы получить такой опыт?ДФ: Я не думаю, что нужно обладать какими-то специальными знаниями в области эзотерической анатомии, чтобы прочувствовать течение тонкой энергии внутри тела. Существует огромное количество историй про новичков, которые получили потрясающий опыт ощущения течения праны и даже испытали на себе подъем кундалини, не имея специальных знаний об этих энергиях. Однако, одно несомненное преимущество в обладании этими знаниями все же существует, и оно состоит в том
, что оно уменьшает беспокойство, которое эти странные ощущения могут вызвать. Сюда можно включить простые эмоции, которые заперты внутри тела до тех пор, пока практика йоги не освободит их. Когда это происходит, а это рано или поздно происходит, - то опытный инструктор может поделиться теоретической информацией с учеником, что придаст ему некоторое чувство спокойствия и хладнокровия.Знание эзотерической анатомии человека помогает ученикам в их работе с энергиями для стимулирования духовного пробуждения. Концентрируя внимание на чакрах и нади, можно выполнить более сложные техники пранаямы и визуализации, что ускорит ваше духовное пробуждение. Но это очень продвинутые вещи и здесь требуется помощь учителя.
Знаете, мы с вами говорили о философии йоги как о теории, но ведь существует и ее экспериментальная сторона. Чтобы обучить ей учеников, нужно обязательно практиковаться самому. Если вы уже имеете опыт ощущения тонких энергий, тогда вы можете направлять ученика. Поэтому практикующему нужно искать себе такого учителя, который уже имеет опыт работы с чакрами, пережил подъем кундалини и так далее.
ЧМ: Я согласен и думаю, что аналогия Айенгара обращается именно к такого рода практике. Он говорит, что если вы еще к этому не готовы, то выполнение пранаямы подобно извержению огненной лавы в бумажный
стаканчик. Некоторые люди стремятся к этому слишком быстро. Даже в практике выполнения асан вы видите, как некоторые ученики прилагают чрезмерно большие усилия для выполнения сложных поз, что в действительности не так уж необходимо. В йоге нужно быть осторожным в подобной гонке за собственным Эго. Что притягивает мой интерес к чакрам, так это их назначение: эволюция сознания берет свое начало из первоосновы существования, пробуждая спящую змею Кундалини-шакти для ее слияния с Шивой. Я люблю эту метафору.
(с) МЦСИТ "Ритамбхара" 2000-2002 |