"Аргументы и факты", июнь 1990 г.

ИЕГУДИ МЕНУХИН

       ВАШИНГТОН. Дом утопает в цветущих вишнях - они принесли славу американской столице. Дверь открыта на просторный балкон, выходящий в сад. Слышны пение птиц и - время от времени - раскатистый гул двигателей "Боинга", пролетающего над городом.
В номере богатой гостиницы Иегуди Менухин дает нам интервью - дело весьма привычное для этого знаменитого музыканта. Он всю свою жизнь проводит в турне. На Иегуди простая коричневая туника в традициях индийской одежды. Ни секретарши, ни горничной. Никого.
       Он говорит на прекрасном французском языке, тихо и твердо. В глазах необыкновенный блеск. Аура равновесия, устойчивости, искренности. Не йога ли причиной этого состояния?

ОН О СЕБЕ

       - С йогой я познакомился во время поездки в Новую Зеландию. Было это в 1951 году. Моя сестра приехала туда вместе со мной, чтобы обратиться за помощью к остеопату. В ожидании врача пошел прогуляться по клинике. В одной из комнат заметил на столе небольшую книжицу о йоге. Раньше мне не приходилось что-либо читать о ней.
       Стал перелистывать страницы. Меня сразу же заинтересовали различные асаны, о которых рассказывалось в книге. Мне показалось весьма любопытным то, как они воздействуют на психику людей. Привлекало и то, что йогой можно заниматься самому, в полном уединении, даже, скажем, в гостинице. Так же, как я в одиночестве играю на скрипке. Все это меня заинтриговало. К тому же с детства мне доставляло огромное удовольствие стоять на голове и ходить на руках. Короче я в течение нескольких последующих дней вчитывался в каждую строку и пытался освоить на практике то, что в них описывалось. Понравилось, что йогой можно заниматься спокойно, без какой-либо спешки, в свое удовольствие. Здесь мало что зависит от физических качеств человека. И я стал заниматься ею самостоятельно.
       Через некоторое время я впервые попал в Индию.
       Джаварахлал Неру и его жена пригласили меня погостить у них. Зная, что я увлекаюсь йогой, Неру спросил, могу ли я стоять на голове в соответствии с асаной. Пришлось признаться, что это дается мне с трудом. И тогда Неру показал мне, как это следует делать. В его движениях была элегантность, раскованность, легкость. Он был удивительно гибок. Мне не захотелось отставать и я последовал его примеру. И вот мы оба здесь, в большой комнате его дома, стоим на голове. Видели бы вы выражение лица слуги, который застал нас в такой позе!
       Тогда же Джаварахлал Неру представил меня "старейшинам йоги". Как и в Китае или Японии, пожилых людей в Индии почитают все. Особенно молодежь. К их, с нашей точки зрения, "чудачествам", в стране относятся с уважением. Многие из старцев живут в лесах, в полном одиночестве. Практически невозможно установить с этими людьми близкие отношения. Тем более, что они всеми средствами демонстрируют сою отрешенность от дел земных. Именно во время той поездки я понял, в какой мере йога - явление религиозное, связанное с послушанием. Вы все подчиняете самоконтролю, проявляете духовную и физическую податливость, уравновешенность и понимание.
       Йога - это антипод привычных для западного человека упражнений, которые требуют чрезмерных физических усилий, большой траты энергии. С йогой - все наоборот. Здесь нужно искать комфорт порой и в положениях тела, казалось бы, совершенно невероятных. Поза павлина, например. Вы стоите на руках и голове, с ногами, сплетенными на затылке... Я так и не смог освоить эту позу. А вот йоги в Индии находят, что именно в таком положении тела легче всего предаваться медитации.
       В течении десяти лет я занимался йогой вместе с моим индийским учителем по два часа ежедневно. Сегодня мне удается посвящать ей не больше четверти часа. Обычно по утрам. Бывает, что перед концертом занимаюсь йогой часа два-три. Это "обновляет" меня.
       Моя работа и мое увлечение йогой тесно связаны между собой. Когда я гляжу на партитуру, то прежде всего думаю о том, Что замышлял композитор. Эта концентрация на музыке очень напоминает концентрацию внимания на йоге. Хотя, конечно, моя карьера сложилась бы также, как сейчас, даже если бы я не был знаком с йогой.
       Традиции классической западной музыки, представленные Дебюсси, Бетховеном, Бартоком, не имеют ничего общего с традициями учения йоги. Но благодаря йоге я открыл для себя индийскую музыку. Рави Шанкара, например. Какая чистота и точность присущи его произведениям! В них чувствуется такой высокий уровень интеллектуального самоконтроля, с которым не может, пожалуй, соперничать даже компьютер!
       Иногда у меня возникала потребность дать душе отдых. И тогда я пытался добиться равновесия с помощью йоги. В какой-то мере это удалось. Однако даже в эти моменты полностью "спрятаться" от жизни и сказать: "Все, что меня окружает, бедность и страдания, войны - все это не касается меня", - не мог.
       И все же каждый человек может с помощью йоги произвести свое собственное обновление". Если вы плохо спали, если у вас появилось чувство ненависти или ревности, ваше дыхание не будет спокойным. А ведь спокойное дыхание - условие внутреннего равновесия. Обрести такое дыхание поможет йога. Она же поможет определить, насколько больны ваша душа и тело. И не только определить, но и снять груз. Так солнце поднимается утром, сбросив с себя груз для вчерашнего!

Комментирует Рауль Ленц:

       - ЙОГА - это метод управления психикой, душевным состоянием человека, живущего в повседневности, но неразрывно связанного с божественным началом и со своей подлинной природой. Еще в самые далекие времена в Индии была разработана техника достижения такого состояния. Эти методы и были объединены под названием "йога".
       Человек, решивший заняться йогой, имеет возможность выбрать ту ее разновидность, которая в наибольшей степени соответствует его исканиям, его способностям, его склонностям.
Западный человек, пользуясь благами современной цивилизации и передовой технологии, в то же время несет на себе груз и их отрицательных сторон, в первую очередь связанных с малоподвижным образом жизни, загрязнением окружающей среды, концентрацией людей в больших городах, стрессами, вызванными профессиональной деятельностью. Йога в широком смысле слова помогает противостоять этим пагубным явлениям.
       Соответствующая асана, то есть фиксированное положение тела, может либо расслабить, либо, напротив, напрячь мускулы, либо успокоить, либо активизировать деятельность внутренних органов или органов чувств, либо успокоить, либо тонизировать нервную систему.
       Фигуры в йоге придают телу свободу движений, а самому человеку - свободу самовыражения. Кто последует за Иегуди Менухиным?

(с)    МЦСИТ    "Ритамбхара"    2001

НАЗАД

НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz