Стефан Ян Лапейрере

Аштанга йога

       Основу практики Аштанга йоги составляют шесть постепенно усложняющихся серий, состоящих из связанных между собой поз, для выполнения каждой из которых необходимо от 90 минут до 4 часов. От практикующего требуется определенное мастерство в каждой последовательности для перехода к следующей, и только небольшое число из них способно освоить все шесть.
       Согласно традиционным воззрениям Аштанга йоги, последовательности были разработаны практикующими хатха-йогу сотни, а возможно и тысячи лет назад. Некоторые утверждают, что это первоначальная форма хатха-йоги, из которой образовались все остальные направления и которые являются лишь ее неполными фрагментами. (Паттабхи Джойс иногда ссылается на йогу Патанджали, подразумевая, что это и была форма практики асан, известная мудрецу.)
       Однако, все знания о системе были утеряны до того момента, пока однажды, в начале сороковых годов нашего века, мастер йоги Шри Тирумалай Кришнамачарья и его молодой ученик К. Паттабхи Джойс обнаружили некий текст в затхлых санскритских архивах библиотеки университета Калькутты. Глава института йоги при королевском дворце Махараджи в Майсуре, Кришнамачарья был признанным знатоком санскрита и философии, а также учителем йоги, много лет изучавшим хатха-йогу с учителем из Бенареса. Но даже он был изумлен тем, что было обнаружено - собрание строф на связке пальмовых листьев.
       Рукопись под названием "Йога Корунта" производила впечатление написанной между 500 и 1500 годами нашей эры, но в строфах просматривалась возможность и более древней устной традиции. Текст состоял из сотен сутр, описывающих позы и способы их соединения между собой. По глубине описания деталей, в сравнении с ним "Хатха Йога Прадипика" представляется схематическими заметками.
       Просматривая рукопись, Кришнамачарья и Джойс восстановили шесть последовательностей, которые известны сейчас как Аштанга йога. Сам Кришнамачарья только включил новую информацию в свои уже имеющиеся обширные знания различных техник йоги, но он убедил Паттабхи Джойса посвятить себя исключительно практике и распространению заново обнаруженных последовательностей.
       Однако, многие скептики, как например исследователь хатха-йоги Джордж Феуерштейн, утверждают, что текст о подобной формой практики не мог существовать раннее 20-го века. Перевода "Йога Корунты" на европейские языки не существует и ни один из приближенных учеников Джойса никогда не видел оригинала на санскрите (хотя многие читали цитаты из него). По слухам, оригинал рукописи был съеден крысами.
       Но независимо от того, являются ли последовательности аштанга-виньяса-йоги плодами опыта жизни Кришнамачарьи или древней устной традицией, они несомненно эффективны. "Система Аштанга Йоги заставляет вас пройти через большое разнообразие поз, некоторые из которых могут быть поначалу неприятными и сложными", - объясняет Ричард Фриман, - учитель Аштанги из Болдера, Колорадо, - "выводя на поверхность вашу теневую сторону - физические и психологические слабости". "Серия воздействует, как комбинация замков", - добавляет Дэвид Вильямс. При выполнении определенных поз в точной последовательности, ум и тело автоматически открываются. Каждая последовательность раскрывает определенный аспект тела и ума. Первая серия, называемая "йога чикитса" (или йога терапия), перестраивает и освобождает от токсинов физическое тело, в особенности позвоночник, а также закладывает основание для значительной физической силы, что является особенно важным для сбалансирования черезмерно гибких практикующих, которых часто притягивает практика хатха-йоги. Переходная серия "нади шодхана" (или очищение нади) очищает и укрепляет нервную систему и тонкие энергетические каналы, соединяющие семь чакр. Четыре прогрессивные (advansed) серии (изначально изучаемые как две, но затем разделенные для большей доступности) называются "стхира бхага", что приблизительно переводится как божественная стабильность. Они приводят к новым высотам силы, гибкости, концентрации и потока энергии, развитых в первых двух последовательностях. "Это как брать пробу золота", -объясняет Фриман. Вы устанавливаете связь с дыханием для приземления вашего тела и начинаете испытывать эту связь всеми способоми, какими только можете. Потому что вы не уверены, что это золото, пока не подвергните его тесту.
       Взятые вместе серии ведут прану вверх по сушумна нади к сахасрара чакре, где происходят радикальные изменения в сознании, переходящем в экстатическое состояние медитации, называемое самадхи. Это состояние и является конечной целью Аштанга Йоги.

перевод Александры Куликовой

Источник текста здесь

(с)    МЦСИТ    "Ритамбхара"    2001

НАЗАД

НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz